четверг, 23 января 2014 г.

Прочитайте этот пост - ОН ОБНОВЛЕН
Ко мне обращаются с просьбами показать свою коллекцию чешской бижутерии. Попробую это сделать. Начну с самого раннего периода. Историю скопирую с нашей "Виллы флорибунды" для того, чтобы не набирать текст лишний раз

БИЖУТЕРИЯ ЧЕХИИ И ЧЕХОСЛОВАКИИ
Чехия сыграла одну из самых важных ролей в производстве бижу. Все началось в Северной Богемии в городе Gablonz (современное название Яблонец–над–Ниссой во второй половине 19 века. В 1892 году австрийский ювелир Даниэль Сваровски представил первые граненые стеклянные стразы, имитирующие бриллианты, рубины, изумруды и сапфиры. Он запатентовал механический резак для производства кристаллов. Другое открытие совершили чешские ювелиры в начале 20 века: здесь впервые стали делать искусственный жемчуг.

Чешская ювелирная промышленность очень богата историческими традициями и легендами. Это связано со 2-ой Мировой войной и последующими событиями. В Яблонце документы, относящиеся к производству украшений, погибли или были уничтожены.
Но вся история города тесно переплетена с историей костюмной бижутерии, пуговиц, бусин, фурнитуры, флаконов для парфюмерии, ручных зеркал, шкатулок из цветного стекла.

Henrik Brditschka and Altmann
Это одна из самых главных легенд производства бижутерии в Чехии. Фирма принадлежала двум семейным домам Брдичка и Алтманн. Брдичка стал производить металлические компоненты для бижу в 1908 году, а в 1913 году фирма преступила к выпуску уникальной бижутерии и производила ее до 1939 года ( до начала 2-ой Мировой войны).
Эта фирма была самым крупным производителем бижу в Северной Богемии и находилась в городе Gablonz (современный Яблонец). На заводе работали более 100 ювелиров и 40 дизайнеров. Для рабочих был построен целый район коттеджей в стиле модерн. И сейчас их можно видеть возле концерна «Яблонекс».
Во время войны фирма продолжала работать, выпускала ордена и медали. В 1947 году Брдичка был арестован, семья уехала в Австрию, а документы были уничтожены. Продукция, в основном, маркировалась. Маркировки: «Czecho», «Czechoslovakia», «SBK», некоторые мастера ставили маркировку собственными буквами. Часто маркировалисьми « Czecho», используемые кристаллы. Но были изделия и без маркировки.
Брдичка делал украшения в викторианском стиле, в стилях ар деко и ар нуво. Использовал различные металлы, стразы, стеклянные кристаллы высокого качества и очень разнообразного дизайна. Стекло литое в пресс-формы, различных цветов, однотонные, переливчатые, полосатые, рифленые, часто маркированные «Сzecho». Бусины-подвески и сразы ручной работы. Из металлов используется латунь и бронза, литье. Отсюда и значительный вес украшений, использовались стеклынные камеи и инталии, которые сами по себе произведения искусства.
После 1932 года Брдичка стал делать и репродукции дорогих ювелирных украшений в материалах бижу.
Все украшения, произведенные фирмой Брдичка и Алтман – это оригинальные шедевры, сделанные в Чехии: сложные броши и колье, длинные серьги, отличаются крупными размерами, очень сложной ручной работой, полным отсутствием штампованных частей и сверления. Применялись только литье и пайка. Мотивы ар деко и ар нуво очень характерные: дамы, цветочные мотивы, фараоны, буды, стрекозы, бабочки, сфинксы, скарабеи, жуки, цикады, собаки, птицы и т.д. Характерные цвета яркие, насыщенные: синий, различные оттенки зеленого, молочно-белый, фиолетовый, сиреневый, небесно-голубой.
Из-за утраченных документов возникло много легенд вокруг этой фирмы.
Некоторые считают, что большинство украшений погибло во время войны. Другие – что большая часть была сохранена и многие незавершенные, без окончательной отделки с обратной стороны, хранились на закрытых складах фирмы «Яблонекс» и стали известны благодаря производству, распродажи ликвидации старых запасов бижутерии и фурнитуры. Часть бижу происходит из старых семейных домов, которые стояли закрытыми в течение многих лет, а потом обрели новых хозяев. Известно, что эти великолепные украшения созданы в Яблонце. Некоторые были закончены полностью, другие только спаяны, но впоследствии тщательно отреставрированы с использованием старых компонентов, сохранением всех особенностей, в том числе и следов старой пайки и сборки.
Атрибуция проводилась на основании материалов, стилистики и тематики этих прекрасных украшений. В частности, американские историки бижутерии отнесли броши и подвески с египетской тематикой к первой половине 20-х годов 20 века. В 1922 году была открыта гробница Тутанхамона и отсюда всплеск интереса к Египту. В Америке появилось несколько интересных научных статей посвященных изучению старой чешской бижутерии и , в частности, Х. Брдичке.
Легенды продолжают существовать. Одни напоминают сказки о пещере сокровищ, а другие более прозаичны. Верить им или нет, каждый решает для себя сам. Вероятно, бижутерия и сказка – одно целое

Мне посчастливилось иметь несколько брошей этих знаменитых ювелиров. Все они маркированы
Стоит маркировка не только на металлической фурнитуре, но и на стеклах-подвесках. Броши выполнены в одном стиле, все они очень большого размера, сохранность соответственна возрасту. Стекла -подвески граненые и литые, очень качественные. Металлическая фурнитура вся тяжелая, литая

Брошь "Фараон"

Размер броши 13 см х 6 см

БРОШЬ "ЕГИПЕТСКАЯ СТРЕКОЗА"


Размер 15 см х 7 см

БРОШЬ "ДАМА"

Это, пожалуй, одна из самых скромных  простых брошей. По-крайней мере я ее так расцениваю, вероятно, из-за того, что вставки в ней выдержаны в спокойной зеленой гамме

Размер 14 см х 7 см

БРОШЬ "ЦИКАДА"

И наконец, моя самая любимая 9и самая крупная, и самая носимая, а выход, конечно. Ношу я эти броши как подвески, закрепив на недлинной толстой цепочке)
БРОШЬ "ЦИКАДА"
Само насекомое - из черного непрозрачного стекла, размер 7 см х 4 см
Верхний страз изумрудного стекла в диаметре 3.5 см, размер самой броши 17 см х 8 см


Теперь немного про серьги. 
В продолжение разговора от этом бижутерном производстве покажу еще несколько серег
Все они очень длинные, от 8 до 11 см. Стекла-подвески маркированы
В таких старых серьгах или клипса замки-швензы и зажимы часто подлежат замене для удобства и безопасности использования. В последних зеленых были заменены и шапочки на подвесках на равноценные. Посмотрите, как красивы литые и граненые стекла.



И серьги, в которых, к сожалению, заменена металлическая фурнитура - женская головка. Из-за утрат мне пришлось заменить ее на современную американскую фурнитуру, выполненную в техники штамповки по мотивам Ар Нуво. Все остальное в них подлинное
И несколько колье из этой прославленной мастерской.
КОЛЬЕ "СТРЕКОЗА"
Мое самое любимое, выполненное в технике пекинского стекла. На подвеске стрекоза не нарисована. Это двухслойное стекло, нижний слой- прозрачный бесцветный, верхний - вишневый. Затем этот верхний прорезается, гравируется и получается вот такой рисунок на нижнем фоне. Если провести по нему рукой, то чувствуется, что он выступает наж поверхностью фонового стекла.

Два следующих коле тоже интересные. На колье с римскими мотивами бусины пекинского стекла. Цепочка бус очень длинная и образует так называемый "локет" - очень модный в 20-е годы вид украшения. На стразовом- интересные вставки из матового яблочного стекла и стекла, сделаного в венецианской технике
Еще одно колье с крупной вставкой из расписанного вручную литого стекла. К сожалению, роспись пострадала от времени и стала очень бледной, акварельной














Комментариев нет:

Отправить комментарий